Кто придумал ШПИЛЬКУ

Обувные заметки Кто придумал ШПИЛЬКУ

ВСТАВИТЬ ШПИЛЬКУ

 

Выгнутая щиколотка, опирающаяся на тонкий каблук-кинжал, - это непобедимое женское оружие обольщения придумали мужчины. И тут же оказались на вторых ролях: женщине на каблуках мужчина не нужен. Рассказ о каблуке, возвысившем женщину в ХХ веке, - это рассказ о слугах-обувщиках, возведенных в ранг "обувных королей".

Некоторые любят поострее

Легенд вокруг шпильки-стилета - как папарацци вокруг звезд. Сразу несколько европейских обувщиков претендуют на почетное звание изобретателя stiletto. И это при том, что речь идет только о туфлях ручной работы.

Одним из первых обувной пьедестал для дам воздвиг француз Роже Вивьер - "король обувщиков", как называли его поклонницы. Вивьер тачал еще для Эльзы Скьяпарелли и в 1953 году для коронации Елизаветы Английской создал босоножки с высоченными каблуками, усыпанными рубинами.

В 1955 году Вивьер придумал каблук "шок", который так сильно был скошен вовнутрь, что журналисты немедленно сравнили его с Пизанской башней. Но как и башня, скошенный каблучок выстоял в битве со временем. И вскоре последовал еще один шок - на этот раз от диоровского new look. Все помнят эти корсажи, перчатки, платочки и очки, в которых щеголяли Одри Хепберн, Джеки Кеннеди и Мария Каллас, но лишь немногие знатоки заметили, что вся эта новая диоровская роскошь требует необычной и изящной поступи, которую могут обеспечить лишь высокие вивьеровские каблуки. Потому именно Вивьер пять лет создавал обувь к культовым коллекциям знаменитого кутюрье.

Безапелляционный символ женской уверенности - шпилька зрительно помогла значительно удлинить ноги и изменить не только силуэт, по и манеру ходьбы. Манекенщицы от Диора смотрелись особенно эффектно в "четвертой" балетной позиции, позволявшей как следует разглядеть высокие каблуки - главную составляющую нового стиля, а еще характерную позу мadame emanсipee, которая не зависела от мужчины, но неизменно привлекала его.

Женщины всего мира быстро поняли, что дама с чуть шокирующей постановкой ног и едва покачивающейся походкой не имеет себе равных. Марлен Дитрих, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, шахиня Ирана Фара, герцогиня Виндзорская - все они с одинаковым нетерпением ждали появления новых моделей от Вивьера. Он не подводил их десятки лет. В девяностолетнем возрасте Роже Вивьер для коллекции марки Myrys создал модель Vague (Волна) - босоножки на прозрачном пластмассовом каблуке, которые стали хитом продаж лета 1997 года и лебединой песней маэстро.

Но не один Вивьер возвышал прекрасных дам. Следует вспомнить об одном шевалье дамской обуви - наследственном обувщике Раймоне Массаро, обувь которого стоит сегодня от 2000 евро и в арсенале которого поистине уникальные модели. Концертные туфли для Марлен Дитрих, например, заказанные ею в 1960 году: их каблук был украшен стразами. Дитрих так понравилась модель, что, износив одну пару, она заказала еще одну, а ту, первую, можно и сегодня увидеть в мастерской у Массаро.

Еще одна поклонница Массаро, графиня Бисмарк, имела 1000 пар обуви этой марки, а другая, экстравагантная американка, носила всю жизнь только шпильки от Massaro и когда, по просьбе дочери, сменила их на более спокойный каблук, тут же сломала щиколотку.

Гордость Массаро - шпильки, которые он создал, руководствуясь не заказом, а своей собственной фантазией, которой, видимо, совершенно не знакома экономность: высоченный каблук плюс жемчуг, бриллианты и рубины. Дизайнер и не думал их продавать, просто рассказал в интервью, что осуществил давнишнюю мечту. Результат - мечту Массаро приобрела неизвестная дама за 1 000 000 франков.

Нож - в землю

Другой знаменитый автор каблуков-кинжалов - Сальваторе Феррагамо. Считается, что шпильки в 10 см и выше были изобретены именно им в 1953 году. Нельзя сказать, чтобы дамы тут же пришли в восторг: первые шпильки Феррагамо были деревянными, легко ломались, и у него поначалу было мало поклонниц. И только после того, как Феррагамо догадался насадить свой "странный" каблук на металлический стержень и облечь его в кожу или пластик, каблуки-стилеты буквально ворвались в моду.

Но все же, чтобы достичь подлинной популярности, шпилькам-стилетам не хватало скандала. Он случился: в 1960-м французское правительство приняло специальный указ, запрещавший дамам появляться в Версальском дворце и прочих национальных музеях в опасной для драгоценных ковров и паркета обуви. Вот тогда-то женщины приняли вызов и шпильки действительно вошли в моду. К Феррагамо выстроилась очередь из звезд и царствующих особ.

Одной из первых его прославила Мэрилин Монро, стройные ножки которой украсили его stiletto на знаменитом кадре, где ветер из нью-йоркской подземки вздымает ее платье. Между прочим, впоследствии другие, красные, туфельки от Сальваторе Феррагамо были приобретены за сорок восемь тысяч долларов только потому, что они некогда вмещали ее звездные ноги.

В своих мемуарах "Сапожник мечты" он писал: "Я родился, чтобы быть сапожником. Наверное, я им был в предыдущих жизнях". Этому утверждению можно поверить, поскольку Феррагамо считал, что обувь нужно делать только вручную. "Я никогда не видел хорошей пары обуви, сделанной на машине. Она слишком индивидуальна". Мечтой Феррагамо было создание для каждого человека именно ему принадлежавшей пары обуви, которая обнимала бы ногу с нежностью шелка и в которой он чувствовал бы себя идеально комфортно.

Говорят, однажды к Феррагамо явилась дама под густой вуалью явно восточного типа. Не открывая лица, она обнажила ногу, которая оказалась на редкость уродливой, и попросила сделать ей туфли на шпильке, да так, чтобы дефекты не были заметны - задание, которое в сказках давали капризные принцессы женихам. Терпеть обмеры и ждать она соглашалась достаточно долго. Однако и Феррагамо задел необычный заказ, и уже через неделю с небольшим незнакомка получила именно такие туфли, о которых мечтала. Позднее стало известно, что заказчица - жена весьма состоятельного индийского магараджи. Для нее затем Феррагамо сделал целую серию обуви, которая и сегодня у обувщиков носит название "стиль магараджи".

Немножко мужчины на женской ноге

Еще один обувной король, Маноло Бланик, считает, что без туфель на шпильках не может обойтись ни одна женщина: "Обувь на высоком каблуке делает ее стройнее и привлекательнее. Шпильки сами по себе являются сексуальным символом, где женственность сливается с мужским доминирующим началом".

В мир большой моды Бланика ввела Диана Вриланд, знаменитый редактор американского Vogue. Увидев его эскизы, она убедила его "концентрироваться на небольших забавных вещах для ног". Его первая коллекция была разработана для Оззи Кларка в 1972 году. Впоследствии его туфли украсили показы культовых домов - Yves Saint Laurent, Christian Dior, John Galliano. Обожают их Бьянка Джаггер, Мэри Хелвин и Джерри Холл, Николь Кидман, Кейт Мосс, Дженнифер Энистон, Тина Тернер, Наоми Кэмпбелл, Вайнона Райдер, Ивана Трамп, Сара Джессика Паркер и Мадонна, для которых он создает эксклюзивные модели и которые без колебаний выкладывают за пару туфелек от Бланика самое малое - 500 долларов.

Другая страстная поклонница Бланика, Кайли Миноуг, из-за своего небольшого роста считает его шпильки просто незаменимыми. Зная ее слабость именно к этой марке обуви, издатели автобиографии Миноуг прислали ей контракт в коробке из-под обуви фирмы Manolo Blahnik. Контракт был подписан.

Его имя давно уже стало символом сексуальности и элегантности, воплощенной в немыслимой красоты туфлях. Бланик не просто придумывает обувь, он создает и контролирует весь процесс - от начальных эскизов до создания собственной рекламной кампании. 60-летний Бланик всегда работает один, не пользуется компьютером и по старинке использует только проверенные веками инструменты: напильник, наждачную бумагу, ножницы, молоток, гвозди.

"Мои туфли не меняются с каждым сезоном. Я думаю, это ужасно грубо - просить кого-то заплатить огромные деньги за пару туфель, которые нельзя будет надеть в следующем сезоне".

Модной туфельку от Бланика делает ее штучность. Всего в двух магазинах во всем мире вы сможете примерить его творения - в Нью-Йорке и в Лондоне. В 1990-м и 1999-м Маноло Бланик был признан Дизайнером года Британским советом моды, англичане же наградили его почетными призами от Королевского Лондонского колледжа искусств и Королевского общества искусств Великобритании и устроили в 2003 году ретроспективу всех его рисунков, что для обувщика - неслыханная честь.

Хотя сегодня он продает 60-70 тысяч пар в год, обувь от Manolo Blahnik вышла за пределы моды и стала предметом коллекционирования, а титановые каблуки-шпильки диаметром 3 мм и высотой 100 мм от Manolo Blahnik при сканировании багажа в аэропортах и вправду принимают за холодное оружие.

Забавно, что именно босоножки от Бланика являются фетишем героини Сары Джессики Паркер из сериала "Секс в большом городе". Эта связь каблука-стилета и секса (не сексуальности, а именно секса) не осталась незамеченной сценаристами. Да и сам обувной кутюрье намекал на странный синтез мужского и женского в этой детали. Нож - мужской сексуальный символ вдруг стали носить женщины, но не на поясе, не в корсете, а на пятке. Психологи говорят что каблук-stiletto привлекает сразу несколько категорий женщин. Одни пытаются с помощью шпильки набраться мужества быть независимыми, другие же хотят всегда ощущать мужчину у своих ног, а то и вовсе - под каблуком.

 

Источник: www.izvestia.ru Автор статьи: Лидия ШАМИНА  

 

Хиты продаж

Ваш заказ